В музее русского импрессионизма до 24 сентября продлится временная выставка «Место под солнцем». Экспозиция поделена двумя талантливыми художника начала XX века — Беньковым и Фешином. После революции пути друзей и единомышленников из Казани разошлись навсегда: Николай Фешин пересек океан и обосновался в США, а Павел Беньков после долгих поисков переехал в советский Узбекистан.
Как вы уже догадались меня заинтересовал Беньков, уехавший в Узбекистан на два года почувствовать национальную силу цвета. Эта сила так его пленила, что художник задержался в Средней Азии на 20 лет и без устали воспевал её в своих картинах.
“Девушка-хивинка” 1931
Из всех городов Узбекистана для первого знакомства Беньков выбирает один из самых колоритных — Бухару. Ступив на бухарскую землю, он был поражен красотой и своеобразием этого старинного, среднеазиатского города. Палящий зной бухарского лета, ослепительный солнечный свет, красочность традиционного уклада жизни, величие форм архитектурных памятников – это все увлекало художника, не смотря на то что он был уже знаком с особенностями восточной культуры. Но атмосфера Бухары напоминала не только о родной Казани, но и об Испании, где художник побывал еще в молодые годы, где ему навсегда запомнились пестрые и яркие одежды. Именно в Бухаре раскроется с особой целостностью дар художника видеть цвет. Знакомясь с Бухарой, художник интересовался историей города, изучал и зарисовывал древние монументы, искал живописные места. Мастерской для Павла Бенькова станет вся Бухара.
В Бухаре Бенькова особенно интересовали оживленные, крытые базары. Базары строились на перекрестках торговых дорог и перекрывались куполами, которые закрывали торговцев и покупателей от беспощадно палящего солнца. В картине «крытый базар в Бухаре» художник искусно передает атмосферу восточного базара, массивность архитектуры XVI века и сочность одежд узбеков. Живописец наслаждается красочностью разноликостью толпы. Слева мы видим старика в чалме и зелено-желтом халате, придирчиво выбирающего товар. Еще ближе к зрителю, другой старик в халате пересчитывает деньги. Справа мужчина устремился к овощной лавке, а за ним женщина в парандже направляется к выходу, верхом на традиционном бухарском транспорте.
“Крытый базар в Бухаре” 1930
Современные торговые купола в Бухаре
Еще одним любимым сюжетом для Бенькова стали хаузы – старинные городские водоемы с питьевой водой, которых раньше в городе было более 80. Хаузы наполнялись водой из арыка и представляли собой часть остроумно разработанной системы водоснабжения города. Позже хаузы признались рассадниками болезней. Хаузы и арыки, выступавшие ранее живительными источниками, теперь доживали последние дни, чтобы уступить место городскому водопроводу. Открытые водоёмы, выложенные старинными каменными плитами, зелень разросшихся рядом кустарников и виноградных лоз, бросающих спасительную тень на знойные улицы — всё это привносило в облик города своеобразную красоту и живописность.
Хаузы привлекали художника возможностью изобразить нелегкий труд водоносов. Изнуренные, в изодранных, пестрых халатах они разносили тяжелые бурдюки из целой бараньей шкуры по домам и чайханам.
“Хауз с водоносами (Ляби-Хауз)” 1929
Ляби-Хауз с современным функционалом
Надеюсь ничью чувства не задеты, тем как вольно я себе позволила разместить свои фото с телефона из личного архива с произведениями художника. Мне до дрожи было интересно всматриваться в детали картин и сравнивать их со своими воспоминаниями о нашем путешествии по Узбекистану.
Ну и для тех, кто дочитал до конца и особо экономных делюсь лайфхаком — на сайте музея билеты можно приобрести со скидкой. Оплатить на месте, в кассах или картой онлайн. Обязательно скачивайте приложение с бесплатным качественным аудиогидом и не забывайте наушники!
http://sun.rusimp.su/ ссылка на покупку билетов со скидкой