Хочу поделиться исторической справкой, которую я узнала от нашего гида в Узбекистане.
⠀
История поразила меня до глубины души. Это кстати ещё одно «за» организованные путешествия с грамотными гидами, которые могут удивить, даже человека, путешествующего по стране уже не в первый раз.
⠀
То что в Средней Азии эмансипация женщин по большей части хромает знает каждый. Но то как она выстраивалась просто поражает.
⠀
После октябрьской революции задумывается радикальное переосмысление уклада жизни советских женщин. Женщины Средней Азии расцениваются как наиболее угнетенные. Практически все женщины были безграмотными, существовало многоженство, практиковалась передача женщины по наследству, кражи невест, избиение и убийства. Женщина находилась в статусе вещи и собственности своего мужа.
⠀
В 20 годах запускается масштабная кампания «Худжум» нацеленная на «освобождение женщин».
⠀
Создаются женотделы для ликвидации безграмотности и подготовки к труду в государственных учреждениях.
⠀
А теперь шок. Всего за год убивается свыше 2500 женщин посещавших женотделы.
⠀
Женщины, готовые принять новые правила советской жизни становятся врагами духовенства, прилюдно оскорбляются (в лучшем случае как вы понимаете), что делали с ними мужья вообще не в какие рамки не вписывается.
⠀
Особенно кампания «Худжум» нашумела 8 марта 1927 году на площади Регистан. Когда тысячи узбекских женщин сняли с себя паранджу, сложили в кучу и подожгли ее.
⠀
Чтоб вы понимали что узбекская паранджа это не летящий аксессуар в котором мы с девочками бегали на фотосессии. Это достаточно увесистая плотная сетка из конского волоса, в которой достаточно сложно передвигаться.
⠀
Весь процесс отказа от паранджи был длительным и мучительным. Часто женщины снимали паранджу, а через месяц снова надевали. На них нападали и оскоблили на улицах те кто не принимал перемены в обществе.
⠀
Эффект от движения был достигнут только к 40 годам с началом войны.Только женщины окончательно сняли паранджу.
⠀
А в 91 году после получения Узбекистаном независимости некоторые женщины вернулись к покрытию головы, выражая свою религиозно-культурную идентичность, но уже более удобным способом.
Ну что?)) Сколько раз глаза меняли своё местоположение на лице от истории?
P.S. На фото не я. А моя прекрасная туристка из майской группы. Говорит паранджа пахнет не очень. Я не осмелилась его примерять))
Ещё больше интересной истории Узбекистана можно узнать поехав со мной в шикарный тур